Заявление генерального директора ООО «РБ ИАС» о наличии, эффективности и результативности функционирования системы управления качеством аудиторской организации ее соответствии:
· Международному стандарту контроля качества 1 «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг»;
А также:
· Международному стандарту управления качеством 1 «Управление качеством в аудиторских организациях, проводящих аудит или обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, или задания по оказанию сопутствующих услуг»*;
· Международному стандарту управления качеством 2 «Проверки качества выполнения заданий»;
· Международному стандарту аудита 220 (пересмотренный) «Управление качеством при проведении аудита финансовой отчетности»**.
принятыми Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность, по тем вопросам, по которым МСКК 1 соответствующие требования не установлены либо установлены в объеме (по характеру) меньшем, чем предусмотрено соответственно МСК 1, МСК 2 и МСА 220 (пересмотренный).
А, кроме того, указание основных элементов этой системы (по состоянию на 1 января 2023 года)
* - рассматриваемый вместе с Предисловием к Сборнику международных стандартов контроля качества, аудита, обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.
** - рассматриваемый вместе с МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита».
Генеральный директор ООО «РБ ИАС» подтверждает с разумным уровнем уверенности по состоянию на «01» января 2023 года, что система управления качеством ООО «РБ ИАС» функционировала эффективно.
Система управления качеством аудиторской организации ООО «РБ ИАС» направлена на обеспечение разумной уверенности в том, что выполняемые аудиторские задания отвечают требованиям применимого законодательства Российской Федерации. Ввиду свойственных ей ограничений система управления качеством может обеспечить достаточную, но не абсолютную уверенность в том, что все случаи несоблюдения требований были выявлены или предотвращены.
В декабре 2022 года аудиторская организация ООО «РБ ИАС» разработала, внедрила и стала обеспечивать функционирование системы управления качеством с учётом требований Международного стандарта управления качеством 1 (МСК 1), Международного стандарта управления качеством 2 (МСК 2) и Международного стандарта аудита 220 (пересмотренный).
Таким образом, по состоянию на «01» января 2023 года аудиторская организация ООО «РБ ИАС» соблюдает каждое требование МСКК 1, МСК 1, МСК 2 и МСА 220 (пересмотренный)*, а, следовательно, система управления качеством соответствовала как требованиям Международного стандарта контроля качества 1 «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг» (МСКК 1), так и требованиям МСК 1, МСК 2 и МСА 220 (пересмотренный) (далее – «Стандарты контроля и управления качеством»).
Аудиторская организация ООО «РБ ИАС» рассматривает стандарты контроля и управления качеством вместе с соответствующими этическими требованиями.
*
- за исключением случаев, когда требование не является уместным для аудиторской организации с учётом характера и обстоятельств аудиторской организации или выполняемых ею заданий.
ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «РБ ИАС»
Система управления качеством аудиторской организации ООО «РБ ИАС» функционирует на непрерывной и циклической основе и учитывает изменения в характере и обстоятельствах аудиторской организации и её заданий. включает следующие элементы:
i. Процесс оценки рисков;
ii. Управление и высшее руководство;
iii. Соответствующие этические требования;
iv. Принятие и продолжение отношений с Клиентами, принятие и продолжение конкретных заданий;
v. Выполнение заданий;
vi. Ресурсы;
vii. Информационная система и информационное взаимодействие;
viii. Процесс мониторинга и устранения недостатков.
Процесс оценки рисков
Аудиторская организация ООО «РБ ИАС» разработала и внедрила процесс оценки рисков для установления целей в области обеспечения качества, выявления и оценки рисков в области качества и разработки ответных мер на такие риски. Данный процесс выполняется не реже одного раза в год. Учитываются изменения как во внешних условиях и обстоятельствах, так и во внутренних операционных процессах.
В ответ на риски, связанные с качеством, аудиторская организация ООО «РБ ИАС» разрабатывает и внедряет соответствующие мероприятия. Характер, сроки и объёмы ответных мероприятий зависят от причин оценки рисков, связанных с качеством, то есть от рассмотрения причинно-следственных связей между реализацией риска и достижением одной или нескольких целей в области обеспечения качества.
Управление и высшее руководство
В аудиторской организации ООО «РБ ИАС» создана и поддерживается корпоративная культура, нацеленная на обеспечение высокого качества оказания услуг и служению общественным интересам. Руководство Обществ создает среду, которая способствует разработке, внедрению и функционированию системы управления качеством. Определены компоненты системы управления качеством и сфера ответственности руководителей, которые за них отвечают.
Соответствующие этические требования
От всех сотрудников требуется, чтобы они действовали добросовестно, в соответствии с высокими этическими стандартами. Разработаны надлежащие правила и процедуры для получения разумной уверенности о соблюдении этических требований со стороны организации, ее руководства и сотрудников.
В Кодексе этики Обществ разъясняются обязанности каждого сотрудника перед клиентами, коллегами и обществом. Кроме того, приняты соответствующие политики и процедуры, организована программа обучения, проводятся регулярные коммуникации, установлен порядок сообщения об инцидентах и управления ими. Руководитель по вопросам этики осуществляет непрерывный мониторинг рисков и контроль за соблюдением Кодекса этики. Общества требуют от всех сотрудников ежегодного подтверждения, что они ознакомлены с Кодексом этики, понимают его принципы и свою ответственность за их соблюдение.
В Обществах приняты политики и установлены процедуры, направленные на обеспечение соблюдения правил независимости. Эти политики и процедуры основаны на Кодексе этики и правилах независимости, действующих в Российской Федерации, а также на Кодексе этики профессиональных бухгалтеров Совета по международным стандартам этики для бухгалтеров (IESBA). Разработаны процедуры информирования сотрудников о важности соблюдения независимости, подчеркивающие ответственность каждого лица за знание и выполнение требований стандартов независимости. Руководитель по вопросам независимости контролирует разработку, внедрение, функционирование и поддержание системы управления качеством в области независимости.
Ключевые элементы системы управления качеством Обществ в области независимости:
процедуры принятия заданий;
мониторинг длительных отношений руководителей аудиторских заданий с аудируемыми лицами;
оценка и мониторинг деловых отношений;
программа внутренней проверки соблюдения требований;
процесс консультаций;
процедуры по выявлению и анализу фактов несоблюдения правил независимости;
обучение и информирование по вопросам независимости;
ежегодные и специальные подтверждения независимости.
Принятие и продолжение отношений с клиентами, принятие и продолжение конкретных заданий
Принятие и продолжение отношений с клиентами основано на актуальной и достоверной информации о характере и обстоятельствах задания, с учетом способности Обществ выполнить задание в соответствии с профессиональными стандартами.
Процесс включает следующие обязательные шаги:
процедура «знай своего клиента»;
оценка рисков, связанных с клиентом и заданием, разработка плана снижения таких рисков;
анализ наличия конфликтов интересов;
соблюдение требований по ПОД/ФТ и противодействию коррупции;
согласование принятия клиентов и заданий с учетом уровня риска.
Выполнение заданий
Подход Обществ, предусматривающий выполнение аудита высокого качества, включает методологию аудита, дополненную инструментами аудита, которые используют руководители и специалисты для планирования, выполнения, контроля, проверки, документирования, формирования вывода и информирования о результатах для каждого аудиторского задания. Аудиторский подход Обществ основан на профессиональных стандартах.
Основная ответственность за обеспечение качества в ходе выполнения заданий лежит на руководителях заданий, которые контролируют выполнение работ, обеспечивая надлежащий характер, сроки и объем руководства и надзора для проектных команд, а также проверку выполненных процедур, исходя из характера и условий заданий.
Установлен процесс независимой проверки и механизм консультаций, за который отвечает Директор по профессиональной практике.
Документация по заданиям собирается, ведется и хранится надлежащим образом, чтобы обеспечить соответствие применимым законодательным и нормативным требованиям, а также этическим и профессиональным стандартам.
Ресурсы
Общества разработали правила и процедуры для привлечения кадровых, технологических и интеллектуальных ресурсов, позволяющие обеспечить эффективное функционирование системы управления качеством. Основная цель в этой области состоит в том, чтобы в проектных командах было достаточно специалистов, обладающих нужным опытом и навыками. Система оценки предназначена для признания и продвижения качественной работы через вознаграждение, повышение в должности и прочие поощрения.
Общества постоянно инвестируют в реализацию стратегий управления персоналом и обучения, разрабатывает программы обучения и повышения квалификации для аудиторов с целью обеспечения приобретения необходимых навыков и знаний, включая обучение в аудитории и на рабочем месте. Минимальная продолжительность такого обучения не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов каждый год, рекомендованная продолжительность обучения по программам повышения квалификации составляет не менее 40 часов за каждый календарный год. Для достижения этого уровня Общества предлагают работникам программы повышения квалификации, в том числе внутренние и внешние обучающие курсы, охватывающие все области необходимых компетенций. Для специалистов всех уровней четко определены роли и необходимые компетенции.
Информационная система и информационное взаимодействие
Общества разработали правила и процедуры, позволяющие выявлять, фиксировать, обрабатывать и хранить актуальную и достоверную информацию. Система управления качеством способствует как эффективному информированию сотрудников организации, так и предоставлению информации третьим сторонам.
Процесс мониторинга и устранения недостатков
Общества придают большое значение постоянному вниманию к вопросам качества аудита. Для целей мониторинга качества выполнения заданий Общества разработали «Программу мониторинга и оценки качества аудита». Программа предусматривает постоянный и разносторонний мониторинг текущий и завершенных заданий с целью своевременного выявления недостатков, связанных с качеством, и их оперативного устранения.
Проверка заданий (внутренняя проверка практической деятельности) проводится на ежегодной основе; проекты выбираются для проверки, исходя из подхода, основанного на оценке рисков. Модерационная группа, состоящая из опытных сотрудников, контролирует последовательность выводов при оценке выявляемых недостатков.
Соблюдение порядка и сроков аудиторских процедур, включая своевременную проверку выполненной работы и разрешение сложных вопросов, оказывают существенное влияние на качество аудита. В Обществах внедрена программа «Этапы проверки качества аудита», которая направлена на применение единых подходов к управлению проектами, срокам выполнения работ, комплектования команд оптимальным количеством специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками.
Оценка системы управления качеством
Старший управляющий партнер (генеральный директор) ежегодно проводит оценку системы управления качеством.